Но что означала лунница, в честь кого, что она оберегала?
Опять же обратимся к Рыбакову - "Что касается первой категории, то о них мне в 1951 г.приходилось писать: "... наиболее понятны многочисленные лунницы в форме полумесяца и подвески, имитирующие солнечный диск с лучами. То обстоятельство, что в одном ожерелье мы встречаем иногда по
нескольку "солнц" и по нескольку "лун", может говорить уже о переходе от магического начала к эстетическому, орнаментальному".
"Связь круглых подвесок с солнцем подчеркнута наличием лучей или креста, а иногда и птицы".
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st011.shtml Есть и такое описание - Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте древней
Руси. -- Сов археология, 1960, № 4, с. 62. Сводная таблица подвесок
на с. 57.
- Лунницы (полумесяц, обращенный рогами вниз) зачастую рассматриваются как девичье украшение. В. П. Даркевич, исходя из того, что
в русском фольклоре "месяц" (луна) является мужским
началом, считает возможным дать такое толкование разряду подвесок-лунниц с крестом: "Композиция из луны с крестом могла обозначать неразрывность, единство мужского (месяц) и женского
(солнце) начал, быть символом супружества"
и еще
- Луна и солнце могли означать и другое -- "день" и "ночь". А
тогда меняется и содержание композиции. Русские деревенские лунницы XI -- XIII вв. были подражанием привозным восточным образцам IX --X вв., украшенным тончайшей зернью. Деревенские мастера многое
упростили и придали иной облик украшению. Думаю, что без особых натяжек можно предложить следующее истолкование лунниц XI -- XII вв.Не исключая совершенно лунарную символику,
обращу внимание на то, что в славянских географических широтах луна никогда не смотрит рогами вниз.Возможно, что лунницы (сохраняя заклинательное обращение к ночному светилу) изображали вместе с тем небосвод с его двумя небесами, нависающий над землей, которая представлена или в виде
крестообразно расположенных пяти квадратиков или в виде креста.
Слово "окрест" означает "округу", пространство вокруг нас. На лунницах мы видим и три позиции солнца, и косые линии дождя (?), и зигзаговые или капельно-точечные линии, свидетельствующие о стремлении изобразить два слоя небесной воды: верхний слой -- "хляби небесные" и нижний слой -- "прапруда" --
дождь, изливаемый на землю. Синтез трех элементов мифа дают подвески-кольца, у которых внутри кольца-солнца помещена
лунница-небосвод, а под лунницей четкие, крестообразно расположенные
квадратики земли.
- Лунница, обращённая рогами вверх, означает полную Лунную Чашу. Перевёрнутая Лунница означает опрокинутую Чашу, с рогов которой стекает Молоко Небесной коровы.
и напоследок
"Этимологически русские слова «луна» и «месяц» восходят к праиндоевропейскому прошлому. Особый интерес представляет практически полное сходство этрусско-латинской номинации и символики со славянской традицией. Так, из древнеримской мифологии известна Богиня Ночного света, которая именовалась точно так же, как и в русском языке, — Луна (по ее имени был назван также этрусский город в Лигурии). Впоследствии это архаичное Божество было вытеснено культом Дианы (римский коррелят греческой Артемиды), и к ней перешли все лунные функции прежних Богов. Однако, одержав очередную идеологическую победу, новая религия оказалась не в состоянии, как это обычно и случается, вытравить из памяти народа древнюю космическую кодировку, сохранившуюся в языке и обычаях. Практически до падения Римской империи римская знать (и, в частности, сенаторы) носила на башмаках пряжки в виде полумесяца, которые так и назывались — lunula. Эти «лунулы» в точности соответствовали древнерусским амулетам-лунницам (рис.162).
Но и это еще не все. Некоторые виды русских праздничных женских головных уборов — кокошников также имеют форму лунного серпа, обращенного «рогами» вниз (рис. 162-а). «Лунарные» кокошники и по сей день продолжают жить в торжественном убранстве женщин, хотя бы в ритуально-свадебных или танцевальных обрядах. Корнями же своими они уходят в праиндоевропейскую древность.
http://a-nomalia.narod.ru/ttD15.htm